суббота, 28 января 2017 г.

Вуди Аллен для начинающих. Часть I: "Болтология"


Пока Оскар объявил номинатов, Берлинский кинофестиваль поделился своей программой на 2017 год. В секции "Классика" будет показан обновлённый фильм "Энни Холл", завоевавший на юбилейном 50-м Оскаре в 1978 году аж 4 статуэтки. Вуди Аллена номинировали сразу в трёх категориях - «Лучший актер», «Лучший режиссёр» (победа) и «Лучший сценарий» (победа). Кстати, в этот год главным соперником были "Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", единственная часть, получившая рекордное количество наград для всей саги - 7 оскаров.

К чему я об этом? Про любимую актрису рассказала, пришло время рассказать про любимого режиссёра. Так как Вуди Аллену на данный момент 81 год и при этом, он стабильно выпускает по одному фильму в год, то маленьким материалом тут не обойдешься. В пору открывать школу по изучению его фильмографии. Или мини-курсы с кратким обзором материала. Что я и сделаю. Итак, добро пожаловать в серию постов "Вуди Аллен для начинающих".



Часть I: "Болтология"


Кто же такой Вуди Аллен? Аллен Стюарт Кенигсберг при рождении, еврей из Нью-Йорка, безумно влюблённый в этот город. Он же режиссёр, он же сценарист, он же и актёр, в общей сложности 24 раза номинированный на Оскар и 4 раза получивший его. Чаще всего отмечался как сценарист.

Среди обилия работ можно условно выделить 3 направления сюжетов: болтология, Достоевский и фантазия.

Начнём с "Болтологии", т.к. по сути это лейтмотив всего творчества, и отличительная черта Аллена. Большинство его фильмов в 2-х словах можно описать, как ничего не происходит, кто-то всё время болтает и всё. Действие, обычно, разворачивается в Нью-Йорке. Темы диалогов, а чаще всего - монологов, сводятся к ироничному рассказу о неудачах в личной жизни, просто неудачах, немного про евреев, немного про политику, немного про психоанализ и смысл жизнь. Всё это было бы так смешно, если бы не было так грустно. В ранних работах главную мужскую роль всегда исполнял сам мэтр, позже, начал снимать других актёров, которые полностью продолжали его поведенческую линию. Таким образом, если их всех поставить в один ряд, то получится один и тот же образ еврея-неудачника в разные периоды жизни.


Энни Холл. (Annie Hall. 1977)


«Любовь» — это недостаточно сильное слово, чтобы описать чувства.
Один из главных шедевров Вуди Аллена, где в центре сюжета - он, она и не судьба. Внешний образ персонажей на столько подобран, что порой создаётся ощущение, что они половинки одного целого. Классический дуэт Аллена и Дайан Китон, который повторяется во многих его работах. 
  • Оскар в 1978 году за Лучший фильм.
  • Оскар в 1978 году за Лучшую женскую роль (Дайан Китон).
  • Оскар в 1978 году за Лучшего режиссёра (Вуди Аллен).
  • Оскар в 1978 году за Лучший сценарий.
  • Номинация на Оскар в 1978 году в категории Лучший актёр (Вуди Аллен).

Манхэттен. (Manhattan. 1979)


Он, его проблемы и его женщины. Снова в главной роли Вуди Аллен, внучка американского писателя Эрнеста Хемингуэя, Мэриэл Хемингуэй в роли одной из его возлюбленных, молодая Мэрил Стрип в роли его бывшей жены-лезбиянки. Без Дайан Китон тоже не обошлось. И всё так запутано, но при этом так мило и в чёрно-белом Нью-Йорке. И непонятно, почему сам режиссёр считает этот фильм самым худшим в его карьере. Аллен предлагал положить фильм на полку, а взамен бесплатно снять что-то получше. 
  • Номинация на Оскар в 1980 году в категории Лучшая женская роль второго плана (Мэриэл Хемингуэй).
  • Номинация на Оскар в 1980 году в категории Лучший сценарий.

Ханна и ее сестры. (Hannah and Her Sisters. 1986)


Всё смешалось в мире главной героини по имена Ханна, её двух сестёр, мужей, бывших мужей и любовников. На этот раз акцент смещается с персонажа Вуди Аллена на героя Майкла Кейна, когда тот влюбляется в сестру жены. Любовные треугольники, квадраты и шестиугольники, на фоне болтологии и размышлений главного героя. Миа Фэрроу (Ханна) на тот момент была женой Аллена, в фильме её мать играет её настоящая мать Морин О'Салливан, а в эпизодах снялись её родные и приёмные дети.
  • Оскар в 1987 году за Лучшую мужскую роль второго плана (Майкл Кейн).
  • Оскар в 1987 году за Лучшую женскую роль второго плана (Дайэнн Уист).
  • Оскар в 1987 году за Лучший сценарий.
  • Номинация на Оскар в 1987 году в категории Лучший фильм.
  • Номинация на Оскар в 1987 году в категории Лучший режиссёр (Вуди Аллен).
  • Номинация на Оскар в 1987 году в категории Лучшие декорации.
  • Номинация на Оскар в 1987 году в категории Лучший монтаж.

Мужья и жены. (Husbands and Wives. 1992)


Чем лучше твоя карьера, тем хуже обстоит твоя личная жизнь. Как только Вуди Аллен, по его признанию, снял свой самый лучший фильм, вместе со съёмками подошла к концу и его семейная жизнь с Мией Фэрроу. Однако эта скандальная история не помешала фильму получить положительные отзывы критиков. В центре сюжета 2 семейные пары, их любовники и любовницы. И снова всё сложно и при этом всё так просто.
  • Номинация на Оскар в 1993 году в категории Лучшая женская роль второго плана (Джуди Дэвис).
  • Номинация на Оскар в 1993 году в категории Лучший сценарий.


Кое-что еще. (Anything Else. 2003)


Реинкарнация классического алленовского персонажа в виде некогда популярного актера фильма "Американский пирог" Джейсона Биггза. Сам мэтр в силу возраста отходит на роль городского сумасшедшего и по совместительству, нового друга главного героя. В центре сюжета невротические отношения Биггза с Кристиной Риччи, лёгкая ирония на американскую действительность, где все ходят на приём к психоаналитиками и носят оружие. Проблемы в личных отношениях на фоне проблем общества. И снова, всё было бы весело, если бы не было так грустно.


Продолжение следует.