вторник, 4 марта 2014 г.

12 лет рабства (12 Years a Slave. 2013)

В продолжение оскаровской темы. Фильм выходного дня – 12 лет рабства.

Если вы уже посмотрели этот фильм и считаете его главным шедевром ушедшего года, то дальше вам можно не читать.


В истории человечества есть 2 очень постыдных явления – рабство и холокост. Нам нужно развиваться, чтобы подобные события ни при каких обстоятельствах не повторились. Именно поэтому, если в фильме освещается одна из этих тем, то на нём лежит бОльшая ответственность, чем на сопливых мелодрамах. Такие фильмы должны заставлять зрителя задуматься. Если фильм претендует на звание стоящего, то эти темы не могут быть просто фоном или стечением обстоятельств. Почувствуйте разницу, в центре – любовная история, фон – война между Югом и Севером (Унесенные ветром). Да, это нормально и допустимо, т.к. рабство практически не затрагивается. И наши «12 лет рабства», история про долгий путь к свободе. И где? Назвался груздем… а рабство – всего лишь обстоятельство? Да, вроде актеры играют убедительно, но вот только история показана слишком отчужденно, т.е. даже в конце мораль звучит: "да, рабство - это плохо, было, но прошло".
Каждые 5 минут - кровь, жестокость, насилие. Вроде это всё есть, но тоже как-то отстранено. Вы когда-нибудь смотрели фильмы, когда некоторые сцены настолько убедительно жестоки, что после них хочется принять душ? А тут всё чисто и гладко.Трудно поверить, что этот фильм снял темнокожий англичанин. Настолько там всё вылизано и причесано, что даже после просмотра остается ощущение, что главного героя просто долго не было дома.
Единственный лучик света в картине – Брет Питт, его роль мала, но очень значима, да и сама игра актёра доставляет огромное эстетическое удовольствие. Это моё субъективное мнение, но именно его слова, о том, что он боится, создали атмосферу напряжения и тихого ужаса. И за это ему даже простительно, что он добавил нотку того самого пафоса.
А вот от героя Фассбендера можно провести параллель к герою Ральфа Файнса из Списка Шиндлера. Вот только Файнц играет НЕ человека куда убедительнее, а от его «любви» в ужасе бегут мурашки по коже.
Очевидный лейтмотив фильма: «Мы снимаем для Оскара, и мы его получим!». Так и вышло. После прошлогоднего успеха «Операции «Арго» и «Мой парень псих», я уже ничему не удивляюсь. Секрет успеха на Оскаре прост – страдания + «Мы – американцы» и как минимум номинация тебе обеспечена. А если будет затрагиваться очень неудобная тема… Да, да!

«Фильм о рабстве, да ещё и снял темнокожий, и в главных ролях – темнокожие, надо обязательно дать награду, а то нас засудят за расизм. А вот белому злодею ни в коем случае ничего нельзя давать, иначе подумают, что мы его поддерживаем!»

Вот, например, Расселу Кроу не дали Оскар за его блестящую роль в Играх разума. А почему? Реальный Джон Неш, помимо психических отклонений, был очень далек от идеала и придерживался сомнительных взглядов.
Не могу не отметить работу дизайнеров, прекрасная афиша, отразила значительно больше, чем сам фильм.

Я не отрицаю, что «12 лет рабства» - по многим критериям качественный продукт. Видимо в этом вся проблема новых подобных фильмов, всё идеально, вылизано, после просмотра ты говоришь: "Да, отличное кино, 10 из 10!", но вот почему-то его не тянет снова посмотреть ни целиком, ни отдельные фрагменты.
Больше информации тут.
Трейлер:
PS: мне очень интересно узнать и ваше мнение о фильме, поспорить, может я изменю свой взгляд на этот фильм.

Follow on Bloglovin